Чучуна или чучуны, мюлены (якут. чучуна, чучунаа, чучна, мулуөн[1]) — название диких людей в якутском и эвенкийскомфольклоре. По этнографическим данным, чучуны носили длинные волосы, были одеты в звериные шкуры, при себе имели лук и стрелы. Речь у них была нечленораздельная. Крали оленей и еду; нападали на людей ночью, обстреливая их из лука или забрасывая камнями. Фольклорные данные во второй половине XX века послужили основанием для построения научной гипотезы о существовании в Северной Азии реликтового гоминоида.
26 апреля 1929 года газета «Автономная Якутия» опубликовала статью под названием «Чучуна». В ней рассказывалось, что ещё в царской России в северных районах Якутии бытовало поверье о существовании «на далёком севере» никому не известного народа под названием чучуна. Каждый год их видели в Бутантайском наслегеВерхоянского улуса в направлении Жиганска. По описаниям очевидцев, чучуна отличались высоким ростом и крепким телосложением, с очень длинными волосами; они одевались в звериные шкуры, умели стрелять из лука и очень быстро бегали. Двое или трое чучуна были убиты «охотниками», скрывавшими это в страхе быть привлечёнными к ответственности за убийство. В шестом номере журнала «Будущая Сибирь» за 1933 год была опубликована статья П. Драверта под названием «Дикие люди мюлены и чучуна». В ней рассказывалось о первобытных людях, обитающих в Северо-Восточной Сибири. Аяно-нельканские тунгусы называли их мюленами. Они представляют смертельную опасность для людей, переходящих хребет Дюжунгджур. Якуты испытывают страх перед мюленами.
Собрав материал о чучуна, П. Драверт пришёл к выводу о реальном существовании «своеобразных представителей человеческой породы» на территории Якутии, которые находятся на грани исчезновения. При этом, он обратил внимание на отсутствие в этих рассказах сведений о женщинах и детях диких людей.
Русские старожилы села Русское Устье в низовье Индигирки во второй половине XX века ещё верили в существование духа тундры, которого называли «сендушный» (от «сендуха» — тундра, суша[3]). Он имел высокий рост, женщин забирал в жёны. Кто знается с сендушным, на том свете к сатане пойдёт. Помнили русскоустьинцы и о «худых» чукчах, приходивших с Чукотского Носа. Иногда они по ночам крали лошадей; имели при себе лук и умели быстро бегать. В якутском селении Аллаиха ходили рассказы о «худых» чукчах, которых также называли чучуной. Русскоустьинцы считались врагами этих чукчей. Местный житель по фамилии Рожин, говоривший по-русски, привёл такой рассказ: «Чукчи, как знаете, люди бродячие. Кочуют по несколько лет в нашу сторону, потом опять уходят на Чукотку… Их убивали — больно вредные. Они тоже убивают»[4]. Сохранилась рукопись ссыльного И. Худякова «Краткое описание Верхоянского округа» 1868—1869 годов. Автор рассказал о слухах про существование каких-то диких людях, кочующих по пустынной местности. Они очень малочисленны, иногда одеваются в лохмотья, имеют при себе лук, ступня большая. У них бывали стычки с промышленными людьми.
Как раз в ту ночь шел снег. Утром разозленные охотники отправились по следам вора. Скоро пришли к пещере на горе и увидели, что снежный человек сидит там и ест украденную пищу. Мулена упал на землю, будто прося пощады, что-то говорил нечленораздельно, словно мычал... Эвенки, недолго думая, закололи его копьем.
Первые сведения о чучуна появляются в легендах якутов и эвенков, населяющих север Якутии. Это человекоподобное существо огромного роста, с телом, покрытым длинной шерстью. Чучуна обладает исключительной физической силой и ловкостью. Эти существа вооружены простым луком, копьем и железным ножом. Иногда они надевают шкуры убитых животных. Питание себе добывают охотой. При этом могут бегать наравне с оленями. Иногда воруют припасы у местных жителей.В ряде сказаний говорится, что мулена похищали женщин из стойбищ. Но пленницы у них не приживались — быстро чахли и умирали.
>>141770050криво скопировалСеверные народы верили, что если кровь убитого чучуна попадет на одежду или руки охотника, то убийца и вся его семья сойдут с ума и вскоре отправятся в мир духов. То же самое произойдет, если охотник отберет у снежного человека нож.Раньше местные жители — охотники и оленеводы — часто видели мулена. У тунгусов Усть-Яны есть такое предание. Однажды мулена сломал амбар, где хранились припасы на зиму, и украл все. Как раз в ту ночь шел снег. Утром разозленные охотники отправились по следам вора. Скоро пришли к пещере на горе и увидели, что снежный человек сидит там и ест украденную пищу. Мулена упал на землю, будто прося пощады, что-то говорил нечленораздельно, словно мычал... Эвенки, недолго думая, закололи его копьем.
>>141769477 (OP)В статье утверждалось, что в области Джугджура (часть Станового хребта) и на севере бывшего Верхоянского округа обитают люди неизвестного племени. Они находятся на весьма низкой ступени развития. От народностей Якутии отличаются тем, что лица их покрыты шерстью, членораздельной речью они не владеют. А может быть, их язык просто непонятен людям? Мулены ведут бродячий образ жизни, свойственный первобытным охотникам. Передвигаются в одиночку или мелкими группами, придерживаясь малонаселенных или пустынных мест. Умеют разжигать огонь. Они нападают на охотников-одиночек, но только тогда, когда чувствуют недоброе к себе отношение. Кроме того, было несколько случаев, когда мулены отбирали у охотников одежду и оружие. Сейчас эти загадочные существа почти вымерли. Статья заканчивалась призывом взять чучуна под охрану советских законов, тем самым спасая для науки древнейший сохранившийся народ Северной Азии.
это как-то связано с Абу?
ну как бы годный тред, чо. я про такое не слышал
>>141769477 (OP)Пиздеж. Ни разу про таких не слышалМимоякут
>>141769477 (OP)Бродячий чукча (юкаг. Сукиджэврэй чупчэ) — персонаж юкагирского фольклора.Полуфантастический обитатель тундры (дикий, покрытый шерстью, быстро бегающий, издающий свист, похищающий женщин и еду), в существование которого верили не только тундренные юкагиры, но и северные якуты, русские старожилы Индигирки, Нижней Лены, Яны, Колымы, тунгусы. Русские старожилы чаще называли его «сендушный чукча».Высказывалась очень смелая гипотеза, согласно которой сендушные или иначе худые чукчи — морские охотники Крайнего Северо-Востока, оказавшиеся на оторванных льдинах и занесенные далеко на запад, к устью Колымы и даже Индигирки. В литературе встречаются определения «бродячего чукчи» как реликтового гоминида, снежного человека. Рассказы о диких людях наподобие сукиджэврэй чупчэ зафиксированы и у лесных юкагиров, называющих этих людей шегужуй шоромэ (буквально «убегающий человек»)[1].
>>141774411да кто тебе поверит лол
>>141774411албыннаама
>буквально «убегающий человек»
>>141774411Эээ блэт
>>141770050Типичный унтерский тип мышления: сперва ебашить и только потом разбираться кого и за что пырнули
Я бампну, чтобы тред не уплыл, пока читаю. На будущее, ОП, вбрасывай инфу порциями поменьше.
Есть прон с ними? Хотя бы рисованный?
БАМП
А это не может быть народ Айну?
>>141774501>Суки джэврэйВезде антисемиты.
Блить, такие тексты надо не в /б постить. Тут только говно всплывает.
Сахалар бааргыт дуо? Чучунаалаах хентайда ыытын эрэ баьаалыста
>>141777035Кутакбаш.
>>141777127Сам такой
>>141777205>_<
Пересоздайте тред на тематике, там тред вряд ли утонет
Есть ли годные фильмы про малочисленные народы севера?
С одной стороны понимаешь что существование подобных форм человека в современном мире очень маловероятно, но естественно не стремится к нулю, а с другой хочется верить в их существование, а то уж больно скучно живем. До крутых открытий в физике еще хрен знает сколько, а тут такая НЕХ по северам скачет.
>>141777035чучунах в треде задавайте ответы
>>141777806Не этнографический, но глянь "Злой дух Ямбуя", даже международные премии получал. "Дерсу Узала" аж самого Куросавы, хоть Приморье не очень-то север.
>>141774578Тугу диэтин эппиэттэн да? Сахкын сиэ. Уонна мин 2чмынтан бар эрэ hусскэр, ыт.Тот же мимоякут
>>141778825Спасибо
>>141778990увага генотьба це пiдарешт
>>141778990ээ блээт ошшын дахарэмас захы
эээ блэт еби рускава в жёпу ээ
>>141774411Сахабын.
ДВАЧУНА