Творчество душевнобольных и мастурбация на одетых детей. Один из больных озаглавил свое произведение:„Обсурды", сводящиеся к следующему: „над логикой логика, логика над логикой, подлогикой логика, логика под логикой, над логикой логика, под логикой логика, под логикойлогика, под логикой логика и т. д. до математичного предела (соединения) соблюдаяоднако логическую последовательность, иначе может захватить анархия духа. Кторазгадает это тот постигнет тайну философского камня".
Еще больной писал: „Вася Сергеев Шустров танцор Филон спитербург Питер Панфил Осипов Филон 1895 г. Гармонь на гармони 5 гармонь гармония петух грамотух медведь на гармонь Васина"
Больные часто делают нелепые выводы, не смущающие их, что доказывает нарушениекритики. Идеи довольно бедны, и те продукции, которые имеются у нас в распоряжении,свидетельствуют об отсутствии глубины творческого процесса. Студент, памятная книжкакоторого имеется в нашем распоряжении, записал в ней некоторые мысли; так, например,под заглавием „Закон Природы", он пишет: „чтобы прилить кровь в голову, надо втянуть всебя носом воздух и остановить дыхание, надувшись животом, при закрытом рте инадуваньи щек; в то же время, сделав подбородок, надувать живот при закрытом рте. Этои есть секрет здоровья, Система Александра Ивановича начальника 10-го участкаслужебного пути. Этот секрет сообщен мне 28-го февраля. Сообщен мною моейквартирной хозяйке такой-то. Система Карла Карловича. Система свободных движенийвсех частей тела, рук, ног и туловища, без малейшей напряженности ходить совершеннопрямо. Голову носить прямо, и ни взад и не вперед; головою мотать тихо, как лошадь; посторонам очень осторожно поворачивать. Система Феофилова: держать голову прямо, авправо и влево голову поворачивать только на малейший угол, а глазами, если надо, токосить по сторонам. Моя система: так как от встречи скрещиваются взгляды людей,теряется электрическая энергия глаз, то, ввиду этого, когда ты идешь по улице, илиразговариваешь лицом к лицу, или идешь тротуаром города и встречаешь на путиразношерстную толпу, то надо взгляд глаз направлять в уровень рта людей, то есть найтиизвестную линию взгляда. Почему животные не обладают умом? Потому что весьмагнитизм у них уходит на силу мышц. Почему они ходят в горизонтальном положении.Когда голова опускается на грудь то слезы увеличиваются и рот закрывается; когда головаподнимается, то слезы уменьшаются и голос увеличивается; а следовательно системаСимеона Лаврентьиевича верна; он заика и когда начинает говорить, то, заикаясь, головуопускает вниз, а говорит, то поднимает голову".
Больной молодой человек, пишет стихи следующего содержания:„гром победы раздавайся. Приуныл ты, храбрый Росс, но германец не сдается, в тылуврага идет смятенье, мы не рады тому, что сами в недоуменье. Вы люди совесть потерялии теперь хотите мстить, сохраните вы скрижали" и т. д. Бедность мысли выражается такжестереотипными произведениями: больные иногда в течение долгого времени или рисуютили пишут все одно и то же ежедневно
Стих № 2.„В кругу облаков, высокоЧернокрылый воробей,Трепеща и одиноко,Парит быстро над землей;Он летит ночной порой,24Лунным светом освещенныйИ, ничем неудрученный,Все он видит под собой.Гордый, хищный, разъяренныйИ летая словно тень.Глаза светятся, как день.В след несется ястреб жадный.Воробей тому счастливый,Улетая в дальность прочь...Но ведь ястреб быстрокрылыйУвидит его небось.Его мелких крыл журчаньеНарушает тишину.Ястреб носится отчайно,Но не найдет путь к нему.Сколько же осталась футПролететь и где заснутьЕму придется наедине.В лесу ль.В роскошной ли долинеУвы, придется ль отдохнуть?1890 — 1907 г.Стих под № 2 есть вечный враг стиха под № 1. Этот враг выражается в следующем: он неимеет непосредственной причины, откуда возникают внешние источники движенияпродукта мозга и крови, следовательно, и стиха; а главное, он имеет прямо обратноенаправление движения, встречное направлению движения стиха о коборде; он непубличен, не задуман ни с чем и ни с кем не объединен, он появился и проявилсянеожиданно, с желанием быть проявленным, на бумагу записанным; он внутренний, 25замкнутый, неизвестный ни с какой точки. Если он во мне, а я в пространстве; если,следовательно, не может не иметь косвенности с внешностью, какая влияла на мойорганизм, то этакая законность подлежит другому вопросу, который не подлежитпомещению в эту тетрадь, вследствие требования большого распространения о себе, атакие требования опасны даже, в силу всего окружающего, природного явления кругоммоего организма, значит опасны для моего организма при его настоящей, прошедшей ибудущей явственности, наличности. Опасность такую же определяет во всех временах исамый стих под № 2 в противоположность стиха под № 7, потому что последний ужеизвестен в этой тетради. Чем не осложняется эта опасность для такого явления, как волякакая бы то ни была, которому законом фактическим служит не что-либо вещественное,отражающееся от вещества органического или неорганического, а неизвестность одна,которая никому и никогда не нужна, потому что она неизвестность, ни для опасного илинеопасного, ни для чего другого и раз неизвестная материя, то и опасного для нее неможет ничего, никогда и ни откуда быть. Мой организм, воля могут нуждаться в боязни,не боязни, но как в этом может нуждаться стих в его отвлеченном, отрожденном роде,потому воля, инстинкт без стиха имеет законы обходить, избегать опасности и если они вбезвыходности, то они знают о том, в чем и стих не поможет. Между тем появляется стихтак это не равное, обыкновенное, прирожденное, человеку, его бессознательной волесоразмерение, сопоставление, само нахождение себя самое и устранение и приобретениечего полезного или неполезного, влекущего через кратчайший путь ко всякой скорейшейразвязке, а непременно секущее, прыгающее, не имевшее никогда достижения к целиуспеха уже в самом основном зачатке своего рода: и в полагаемых плодах, рождающихсяот этого зачатка в тех стихах и молитвах, национализме, психиотризме, скромности,терпении, церкви, во всех таинствах существующих вокруг человека, одним словом — вглубочайшем корне гуманитарности; и так как же надо говорить, пророческое чувство незнало о том спасении, о той самой опасности, какую само оно считало опасностью. Этопророческое чувство. Если же посчитать, что органический мир моего организма всовокупности духовного с телесным в своей микроорганической видимости вело войнумежду собою; производило погоню между элементаризмом своего разнородного веществато зачем же воробей предполагает отдых, спасение так как он уже съеден, переварен, иследовательно вечен и тогда когда микроб-ястреб съест его. В ястребиной крови, вястребином сознании невольном ему удобнее присвоение, привольнее, и так ему и отдыхане нужно ибо ястреб будет носить его по моему организму и он будет сознавать своюлетательную врожденность. Поглощать одним родом вещества другой род вещества естьсвойство природы и это свойство состоит в одном акте действия и всякий другой актвозникает тогда, когда на место поглощенного рода, следовательно более или менееслабого является другой; допустим, например, что я, мое сознание поглотило, уничтожиловоробья, то должен явиться такой род, который угрожал бы самому мне, микроорганизмумоей воли, крови, вещества. Зачем же является и не одно, например, воробьиное илиястребиное начало новому процессу, свойства естества, когда и одному такому началу недолжно являться, потому что совершился акт действия свойства природы — я съелворобья и ястреба, а раз съел — уничтожил. Таким образом, тут является невменяемое ниво что и ничем неполезное свойство неестества природы, называющиеся не нормализмом,болезнью. Если же организм мой видел картину которую проявили, создали летящие одинза другим воробей и ястреб, то запечатление в память мозговую, они так и остались бызапечатленными, как отражение, а не вещество и сознание мое, как человеческое, ненуждалось бы создавать из этого иллюзии, небылицы тем обыкновеннее и присвоенноесвоему роду что не являлось внешних наличных причин, источником.
И спешность стиха под № 1, могущая перейти заразой и послужить источником, причинойволе к проявлению стиха под № 2, в страдательной, косной или косвенной иликасательной или другой какой форме также не вменима, инстинкт на деле испытал 26неудачу, неполезность, следовательно, приобрел естество, закон неповторенияпроизводить движение в ту сторону где раз совершился опыт, после которого воля непойдет в том же направлении так как к страданию можно только двигать, а не двигаться; иподобного рода опыт произошел; вся его проформа проявилась в стихе № 1 и оченьсильно и тем вечное получило заключение, что организм мой был молод и служилхорошей почвой для того, чтобы хорошо упрочить в себе ту силу природы, какая живет вчеловеке и исходит от последнего через закон называющийся властью; такая власть жилав моих сверстниках, по воле и желанию которых моя воля создала стих о кобарде,стремясь этим подчинением услужением создать о себе понимание как о члене кружкатоварищей, которые явно на словах обращались ко мне с надобностью своей невзрослойсреды о составлении сочинений о битве русских с кабардинцами, увлекаясь и интересуясьтакже и при надобностях других являющихся среди игр ребячества, и запечатлеть тунеудачу, все те вредные для себя качества, которые жили тогда и фактически выразилисьв инстинктах товарищей, которые, как и я, не имели понятия о родах злобы и насмешки,которыми обыкновенно отплачивает человек человеку за труды, которые ни в чем неполезны, несмотря на это они очень толково исполнили свое назначение в отмщение завыполнение желаемого, требуемого и глубоко п во время длящееся нужный для этогосрок они заставили тогда хорошо понять и отчасти усвоить, оценив поощрение инасмешку, следовательно, повышение и понижение самую твердость своей совести,понять, вкоренить в свой организм, как в разрыхленную почву, происшедший упомянутыйвыше опыт. Откуда же, однако, и для какой для меня цели проявился стих под № 2. Местогде мгновенное желание этого стиха было жилище, сложенное из земли и жилое. В этомжилище жило бедное семейство, которое связано со мной родством. В хатке этогосемейства я сидел. Я собрался уходить, но я тотчас спросил бумаги, чернила иликарандаш и проявил стих в течение не более четверти часа и, видев как мой зять ИосифИванович положил мое „Бессмертное" детище за зеркало, висящее на стене, ушел. Тут небыло тех предрассудков, рассуждений, избирательства, похвалы преждевременной,обещаний награды уважением от товарищей за то тому составит песню о битве русских скабардинцами; восклицаний за то кто окажется способным на такое самодействие. Да иавтор этой песни, во мне живущий, долго думал над этим тогда: сначала он и сам выразилобщительную мысль на составление, потому что всех больше, по-видимому,заинтересовался битвой русских с кабардинцами, видя как товарищи ревностно проводятв своем кружке подражание войны, разделяясь на русских и кабардинцев. Прошло послеэтого времени 1—1/2 года; все эти действия повторялись все же но по-видимому,забылось главное всего прочтенного во многих книжечках, где указываетсяинтереснейшее для молодости. Героизм, победа, самопожертвование за любимоесущество; авторская воля моя усомнилась, не стали по¬вторять подобного рода ошибки ислепоту, от времени до времени поддерживаемая насмешкой товарищей над дру¬гимимоими ошибками, упрекающей меня как составителя, а я видел, чувствовал, кактяготилась всем этим воля моя как старалась избегнуть такого составительства и вдруг,неожиданно, без раздумья бросила за зеркало себя самое. Итак, стих под № 2 есть вечныйвраг стиха под № 1, потому что направление движения воли его в ту же сторону, вкоторую направляется воля стиха под № 1, так это удовлетворить собою требованиямприроды, ее желаниям, видеть перед собою себя самое, собою любоваться, удовлетворитьодну из отраслей всей себя и т. д. Итак, направление параллельно в ту же сторону толькоочевидно, так что значит „Проявилось", а там кинулось в захолустность истратиться,исчезнуть, лишь бы не существовать не только в самом себе, в своей вечнойнеизвестности, но и нигде, окончательно нигде и так чтобы этим породить символидущему времени, чтобы это время готово было через непонятность символизма квосприятию нового явления в себе самом и понятию, что таким явлением есть законназывавшийся исчезновением, потому что через посредство исчезновения совершаетсяпроцесс вырождения — отсюда: воля сознавала явственно, что стих есть хотя неизвестное, 27но несомненно что-то низшее, если никогда и не подчиненное закону знания, как нечтовидимое в далеком будущем, то все-таки нужное, подлежащее искоренению обязательнопотому что не принося плода этой человеческой воле мучит собою все качества человека,заставляя его собою, как наиболее сильною частью всего гуманизма быть мятежным аотсюда: бессильным, теряющим всякую надежду, всякую веру в свое видимоеприобретение. И таким местом воля избрала точку на которой она находилась в моментпоявления стиха, а отсюда: стих дружен с волей, потому что появляется там, где хочетволя, а воля их теряется своей воли там где появляется стих, значит и самый стих сознает,что он вреден; теперь более понятно, что стих № 2 дружен со стихом № 1 только посвоему имени, в сущности же имеет направление движения противное, обратное,враждебное. В заключение необходимо сказать, что врагом человечеству, а следовательнознанию есть стих род № 1, а другом знания является стих № 2, потому что явился внаихудшей точке стояния человека в пространстве, в точке, откуда, если и может, то недолжен распространяться, где должен найти окончательное само исчезновение, и этимпропустить знание человека вперед... Но знание, знание. Бывает, видно, и то, что ичеловек, но знание, давая движение к возможности снова появляться перед собой такимдрузьям, убивает себя самое".Язык, каким написано объяснение, типичен для больного ранним слабоумием
Для вас мило лишь то, что не вашеВаше счастье в несчастьи других,Искони это было и бяшеВас любовь ваша губит самих.Вели быть захотите свободнымНе по силам вам труд благородныйТак удел ваш рабами остатьсяЧервь не может на воздух подняться".Ванька.„Ну-ка ВанькаНу-ка встанькаТы проснися подымисьТы России не изменишьТебе совесть говорит.28Если совесть изменитьТо защитником не бытьЕсли совесть ты имеешьТо в России тебе жить".Русь.„Спеши и объединяйсяТы единая ты Русь.На защиту подымайсяИ смотри не трусь.Ты родная закалиласьВ той борьбе неравных силПодымися размахнисяРазвернися во всю ширь".
Судьба.„Какова бы ни была судьба каждого человека, но он всегда чувствует себя. Так, чтокаждый человек на что-то надеется, но нельзя создавать из него ложную надежду, а нужноего понимать по-своему. Будьте все не Александрами Македонскими, а будьтегражданами единой России, благодаря которой мы живем.Что вы хотите сказать своими словами, своими песнями, вы хотите ими доказать своюхрабрость но кто много поет тот боится смерти.Хитрость нужна на войне, а не на земле. Кто хочет искать правды, тот пусть уйдет отлюдей, которые ему может быть дороги".
Совесть и пощада.„Чтобы разобраться в вопросах, что такое преступление и наказание нужно считаться ссовестью человека, который может быть в умственном отношении отстал от других и тем 29самым принес для себя тяжкое бремя и для людей - Мы заражены предрассудками,которые должны стараться сами исправить, а не настаивать на силу, когда сила увидя, чтомы именно исправляемся, должна дать нам пощаду и свою помощь. Это говорит голоссовести словянской натуры или может быть братской.Сила дает нам понять, что мы слишком самодеянны, но голос совести опять повторяетпощаду. Это говорит человек идущий не на казнь, а может быть в малом виде принестипользу.Человек искренно раскаивающийся в своем поступке, но молчание его приняли запреступление. Во имя науки просьбу прошу исполнить отправить меня в такое место гдебы я мог принести пользу своим небольшим знанием на благо всего лучшего за уважениек старшим не заносчивость, молчание; все для успеха хорошего начинания".
Жизнь и смерть.„Кто-то и когда-то сказал: человек это машина, только гораздо сложная, чем нашимашины. Рассматривая строение человека можно видеть: у него есть двигатель это нашжелудок, топливо это наша пища, пар это наша моча, ноги—это колеса движения, руки —это золотники и т. п. Уши измерительный аппарат количества фунтов пара, глазаводомерное стекло; когда у человека глаза слезятся это служит доказательством: у негомного воды—надо подложить дров— пищи и работать головою.Рассматривая сильные и сложные паровые машины — локомобили мы видим следующееустройство: он тоже имеет голову топку, кишка — это трубки, по которым проходит пар ивода движение и он может работать холодным и теплым паром — а у нас наоборот: трубыне являются проводниками теплоты, они засариваются нашей пищей и у нас нет столькосилы. — Сила движения состоит из известного рода электризации и воды, являетсяэлектризация.До сих пор не открыто еще явление: что такое шаровидная молния и откуда она берется.— Мне приходилось массу читать о ней. Какие она творит непонятные чудеса. И присвоем электр. она оставляет на теле человека следы и ученые нашли эти следыпредставляют из себя форму растения липы, а липа, мы знаем это дерево мягкое; поэтомуи шаровидная молния мягкий шар из световых волн нашей лучистой материальной тканивоздуха и смерть происходит не от молнии, а от электризации воды и даже многоприходилось читать, после грозы в воде находят много рыбы перебитой, т.-е. рыба отсильной электризации задыхается и не может жить и умирает; поэтому, когда человекзадыхается он близок к смерти; у него получилась электризация... от сифилиса...На земле мы знаем есть два государства первые производители искусства Америка —искусств, архитек. и Италия— искусств, музыки. В Америке есть горячие ключи„гейзеры" откуда по временам выбрасывается вода брызгами фонтана..."