319. Человека любомудра почитай после Бога как служителя Божьего. 320. Тяготиться жилищем души твоей - высокомерно, а уметь кротко пренебречь, когда необходимо, - блаженно. 321. Не будь виновником собственной смерти, но на отнимающего у тебя тело не гневайся. 322. Лишающий мудреца тела благодетельствует своим злом, ибо <тот> разрешается как бы от уз. 323. Страх смерти тревожит человека из-за неопытности <его> души. 324. Человекоубийственному оружию лучше было бы не возникать, но, <уже> возникшее, пусть оно почитается для тебя не существующим. 325. Никакое притворство не может быть сокрыто в течение долгого времени, особенно в <том, что касается> веры. 326а. Каков твой обычай, такова будет и жизнь твоя. 326b. Богобоязненный обычай творит жизнь блаженную. 327. Замышляющий злое против другого потерпит зло прежде него. 328. Пусть не удержит тебя от благотворения неблагодарный человек. 329. Ничего из того, что ты отдаешь, когда тебя неожиданно просят, не почитай более ценным, чем тот, кто приемлет. 330. Ты воспользуешься своим состоянием наилучшим образом, охотно раздавая его. 331. Неразумного брата убеждай не поступать неразумно, а невразумляемого соблюдай. 332. Подвизайся побеждать всех людей благоразумием. 333. Ума ты до тех пор не будешь иметь, пока не познаешь, что не обладаешь им. 334. Учись довольствоваться малым. 335. Члены тела являются бременем для тех, кто не пользуется ими. 336. Служить другим лучше, чем быть обслуживаемым другими. 337. Тот, кого Бог не освободил от тела, пусть не тяготится <им>. 338. Считай тягостным не только исповедовать учение бесчеловечное, но и внимать ему. 339. Дающий что-либо с упреком наносит <тем самым> оскорбление. 340. Заботясь о сиротах, ты будешь любезным Богу отцом многих чад. 341. Если ты помогаешь ради славы, то помогаешь небезвозмездно, кому бы ты ни помогал. 342. Если ты подал что-либо для того, чтобы об этом узнали, то не человеку ты подал, а собственному удовольствию. 343. Не возбуждай гнева толпы. 344. Итак, изучай, что нужно делать, чтобы быть счастливым. 345. Лучше умереть от голода, чем помрачить душу из-за невоздержности чрева. 346. Считай свое тело оттиском своей души и посему храни его чистым. 347. В каких <делах> душа упражнялась, живя в теле, с такими свидетельствами о себе она и отходит на суд. 348. Нечистую душу присваивают себе нечистые демоны. 349. Верующей и благой душе на пути Божьем не воспрепятствуют злые демоны. 350. Не делись со всеми словом о Боге. 351. Когда слушают о Боге <люди>, развращенные славой, - <дело> непрочно. 352. О Боге <даже> и истину сказать - немалая опасность. 353. О Боге ничего не говори, не будучи научен Богом. 354. Безбожнику ничего не говори о Боге. 355. Истинное слово о Боге чти как Бога. 356. Не очистившись от нечестивых дел, не произноси слова о Боге. 357. Истинное слово о Боге есть Божье слово. 358. Удостоверившись сначала в том, что ты угоден Богу, говори о Боге тем, кого ты <в этом> удостоверил. 359. Пусть предшествуют всякому твоему слову о Боге богоугодные дела. 360. При толпе старайся не говорить о Боге. 361. Слово о Боге береги более, чем душу. 362. Лучше потерять душу, чем необдуманно бросить слово о Боге. 363а. Ты можешь иметь власть над телом богоугодного мужа, но над словом его ты не будешь господствовать. 363b. Над телом мудреца имеет власть и лев, и только над ним же одним <властен> и тиран. 364. При угрозе от тирана особенно помни, чей ты. 365. Обращающий слово о Боге к тем, кому не положено, пусть считается предателем Бога. 366. Скрывать слово о Боге лучше, чем необдуманно говорить. 367. Говорящий о Боге неправду лжет на Бога. 368. Человек, не имеющий ничего сказать о Боге, воистину оставлен Богом. 369. Не чтящий Бога не знает Его. 370. Невозможно, чтобы обижающий человека чтил Бога. 371. Основание благочестия - человеколюбие. 372. Заботящийся о людях и молящийся о всех - таковой воистину пусть по
225. Страшно, исповедуя Бога Отцом, сотворить что-либо безобразное. 226. Не любящий мудреца и себя не <любит>. 227. Пусть ничто не считается собственностью философа. 228. Для тех, у кого общий Бог, и <общий> как Отец, неблагочестиво иметь не общее имущество. 229. Неблагодарен Богу тот, кто не ценит высоко философа. 230а. Ибо Он позволяет тебе отказаться от брака, чтобы ты жил как друг Божий. 230b. Женись и рождай детей, зная, что и то и другое трудно, - если же наберешься мужества, подобного тому, которого ты набрался бы, зная, что война тяжелое дело, тогда и женись и рождай детей. 231. Всякий необузданный - прелюбодей в отношении собственной жены. 232. Ничего не делай ради простого наслаждения. 233. Знай, что ты прелюбодей, даже если ты только помыслил прелюбодействовать; и обо всех грехах пусть таково будет твое рассуждение. 234. Назвав себя верным, ты исповедал Богу, что совершенно не будешь грешить. 235. <Лучшим> украшением верующей женщины пусть считается целомудрие. 236. Муж, разводящийся с женою, признается в том, что он не может управлять даже женщиной. 237. Целомудренная жена - слава мужа. 238. Благоговея перед <своей> супругой, ты будешь иметь супругу, благоговеющую <перед тобой>. 239. Брак верных да будет состязанием в воздержании. 240. В той мере, в какой ты будешь управлять чревом, ты будешь управлять и любовными наслаждениями. 241. Остерегайся похвалы от неверных. 242. То, что ты получаешь от Бога даром, - даром и отдавай. 243. Множество верующих ты, пожалуй, не найдешь, ибо доброе <встречается> редко. 244. Мудреца почитай вслед за Богом. 245. Обличаемый, дабы стать мудрым, будь благодарен обличающим тебя. 246. Тот, кто не может терпеть мудреца, тот не может терпеть благо. 247. Желая быть верным, более всего <следи за тем>, чтобы не грешить, - если же <согрешишь> в чем-то, не повторяй этого. 248. Науку, не достойную Бога, не изучай. 249. Многоученость да будет сочтена за излишество для души. 250. Достойным образом знающий божественное - муж мудрый. 251. Без науки не будешь угодным Богу. К ней и стремись как к <делу> необходимому. 252. Мудрый муж бережет время. 253а. Имей дерзновение и вместе благоговение. 253b. Для мудреца и сон - <время> воздержания. 254. Пусть то, что <твои> чада живут дурно, огорчает тебя более, чем то, что они не живут. 255. Ибо жить ли - зависит не от нас, жить ли хорошо - от нас. 256. Неверные чада - не чада. 257. Верный муж переносит потерю чад с благодарностью. 258. Не считай философом того, кому не во всем доверяешь. 259. Клевету на философа не принимай. 260. Старайся быть равно близким для всех людей благодетелем. 261. Полагай делом ненавистным даже и справедливо наказывать кого-либо. 262. Если хочешь жить в добром расположении духа, не занимайся многими делами, ибо, занимаясь <одновременно> многим, будешь поступать худо. 263. Чего не положил, того и не поднимай, ибо ты живешь не для самоудовлетворения. 264а. Оставив то, что приобрел, следуй за правым разумом. 264b. Служа Богу, ты будешь свободен от всего. 265. Удаляйся от пищи, еще желая <ее>. 266. Делись пищей со всяким <человеком>. 267. Ради того, чтобы накормить нищего, доброе дело и попоститься. 268. Всякое питье да будет для тебя сладким. 269. Пьянства оберегайся как безумия. 270. Человек, покоряющийся чреву, подобен зверю. 271. От плоти ничего хорошего не происходит. 272. Сладость постыдного наслаждения быстро уходит, а позор остается. 273. Ты, возможно, видел людей, отсекающих и выбрасывающих свои члены ради сохранения здоровья оставшейся части тела. Насколько прекрасней <сделать это> ради целомудрия. 274а. Считай великим искусством господствовать над телом. 274b. Ибо не остановит страсти к стяжанию обладание деньгами. 275. То, что лишает свободы, - не философское <дело>. 276. Относись к необходимым наслаждениям <именно> как к необходимым. 277. Все молятся о том, чтобы иметь блага, но приобретают их лишь истинные причастники божественного слова. 278. Как философ будь более величественным, нежели шутливым. 279. Шутка, пусть даже и уместная, да будет у тебя редкой. 280а. Неумеренный смех - признак невнимательности. 280b. Не позволяй себе <заходить> в веселии дальше улыбки. 281. Больше трудись, чем развлекайся. 282. Пусть жизнь твоя будет борьбой за святость. 283. Лучше всего не грешить, но, согрешая, лучше осознавать это, чем не осознавать. 284. Хвастун - не философ. 285. Считай великой ту мудрость, посредством которой ты можешь переносить неотесанность невежд. 286. Полагай постыдным, обращаясь <
Расстанься со всяким детским возрастом и приобрети себе крепость ума и души. Усиль войну против всякого безумия страстей, эроса, дурной злобы, любви к славе, любви к раздорам, мучительной зависти, негодования, гнева, жажды, стяжательства. Охраняйте свою крепость оружием и копьями! Вооружись всеми воинами, т.е. словами, начальниками, т.е. советами и своим умом как руководящим принципом. Мой сын, прогоняй всякого разбойника от своих ворот. Охраняй все свои ворота факелами, т.е. словами, и ты обретешь всем этим спокойную жизнь. А тот, кто не будет их защищать, станет как пустынный город, который захватили. Все дикие звери попрали его. Ибо недобрые мысли - это дурные звери. И твой город наполнится разбойниками, и ты не сможешь обрести себе мира, но обретешь только всех диких зверей. Презренный, который является тираном, - господин над ними; направляя это, он пребывает в великой грязи. Весь город погибнет, т.е. твоя душа. Удали все это, несчастная душа! Положись на своего предводителя (и) своего учителя. Ум - это предводитель, а Логос - учитель: и они выведут тебя из погибели и опасности.
Мой сын, послушайся моего совета. Не показывай своим врагам свою спину, пускаясь в бегство, но лучше преследуй их, как [силь]ный. Не становись скотом, причем люди погоняют тебя, но стань человеком, который гонит дурных зверей, чтобы не одолели они тебя и не попрали тебя, как труп, и не погиб бы ты через их злодеяние. О несчастный человек! Что ты будешь делать, если попадешь в их руки? Берегись, чтобы не оказался ты в руках своих врагов. Вверься этой упряжке двух друзей: Логосу и уму - никто не победит тебя. Пусть Бог обитает в твоей крепости и Дух его защищает твои ворота! Ум божества пусть защищает стены. Святой Логос пусть станет факелом твоего ума, сжигающим дерево, т.е. весь грех. Если же ты сделаешь это, о мой сын, ты победишь всех своих врагов и они не смогут воевать против тебя, не смогут восстать, не смогут ступить на твой путь. Ибо если ты обретешь это, ты будешь презирать их как отрицателей истины. Они будут говорить с тобой, [обольщая] тебя и завлекая, [бо]ясь не тебя, но боясь тех, кто обитает в тебе, т.е. стражей божества и учения. Мой сын, возьми себе (за основу) воспитание и учение. Не беги от воспитания и учения, но, если тебя учат, воспринимай с радостью, и если тебя наставляют, в любом деле становись делающим (только) хорошее, (тогда) ты сплетешь венок воспитания своему руководящему принципу. Надень на себя непорочное учение, как одежду. Стань благородным, ведя хорошую жизнь. Приобрети себе строгость благонравия. Суди сам себя, как мудрый судья. Не отступай от моего учения и не приобретай неучености, чтобы не ввести в заблуждение свой народ. Не беги от божественного и учения, которые в тебе. Ибо тот, кто учит тебя, любит тебя очень. Ибо он даст тебе достойную строгость. Отбрось от себя скотскую природу, которая внутри тебя, и не держи дурного помышления в себе. Ведь подобало бы, чтобы ты знал, каким образом я тебя учу. Если хорошо править не[многими], как ты это видишь, то [на]сколько лучше править каждым, господствуя над любым собранием и любым народом, и во всех отношениях (ты) возвышен божественным Логосом, после того как ты стал господином над любой силой, убивающей душу. Мой сын, разве желает кто-нибудь быть рабом? Зачем ты (так) сильно волнуешься?
Мой сын, не бойся никого, кроме одного Бога, который возвышен. Отбрось от себя козни дьявола. Возьми свет для своих глаз и отбрось от себя тьму. Живи во Христе, и ты обретешь себе сокровища на небе. Не становись вместилищем многих вещей, которые не содержат в себе пользы, и не будь проводником своего незнания, которое слепо. Мой сын, слушай мое доброе поучение, которое полезно, и прерви сон, который давит на тебя. Беги от забвения, которое наполняет тебя тьмой. Если бы у тебя не было силы делать всякое дело, я не говорил бы тебе это. Христос же пришел, чтобы дать тебе этот дар. Почему ты следуешь за тьмой, когда свет находится в твоем распоряжении? Почему ты пьешь плохую воду, когда у тебя есть хорошая вода? [Со]фия призывает [тебя], а ты стремишься к глупости. Не по своему желанию ты делаешь это, но скотская природа, которая в тебе, именно она делает это. Премудрость призывает тебя в своей благости, говоря тебе: "Придите ко мне все вы, о глупые, и вы получите в дар понимание, доброе и драгоценное. Я даю тебе архиерейскую одежду, сотканную из всякой мудрости". Что есть дурная смерть, как не незнание? Что есть дурная тьма, как не забвение познания? Возложи свою заботу на одного Бога. Не становись любящим золото и серебро, которые не содержат в себе пользы, но облачи себя в мудрость, как в одежду, и возложи на себя знание, как венок, сядь на трон понимания, так как они твои, (и) ты получишь их снова сверху. Ибо глупый человек одевается в глупость, как в одежду, и как в траурную одежду облачается в позор, и венчает себя незнанием, и садится на трон не[понимания]. Ибо, будучи [неразумным], он сам заблуждается. Ведь им руководит незнание, и он идет дорогами желания, всяких страстей. Он плавал в желаниях жизни и пошел ко дну. А он-то думает, что извлекает пользу, делая все то, что не содержит в себе пользы. Несчастный человек, который идет через все это, умрет, потому что у него нет ума руководителя. Но он подобен кораблю, который ветер швыряет из стороны в сторону, и подобен вырвавшейся лошади, у которой нет возницы. Ведь он нуждался в вознице, т.е. в разуме. Ведь несчастный впал в заблуждение, так как он не пожелал совета. Эти три дурные вещи бросали его из стороны в сторону. Он приобрел себе смерть, как отца, и незнание, как мать, и дурные советы приобрел, как друзей и братьев. (Я сказал все это), чтобы ты, глупец, оплакал себя.
Отныне, мой сын, обратись к своей божественности. Этих дурных друзей, [обманщиков], прогони от [себя. Возьми се]бе Христа [милосердного], как доброго учителя. Отбрось от себя смерть, которая стала тебе отцом. Ибо смерть не существует и не будет существовать в конце. Но когда ты отбросил от себя Бога, святого отца, истинную жизнь, источник жизни, то из-за этого ты получил смерть, как отца себе, а незнание приобрел себе, как мать. Они лишили тебя истинного знания. Мой сын, вернись же к своему первому отцу, Богу, и мудрости своей матери, той, из которой ты произошел от начала, чтобы ты сражался против всех своих врагов - сил противника. Слушай, мой сын, мои советы. Не будь высокомерным к любому доброму совету, но возьми себе сторону божества разума. Соблюдай святые заповеди Иисуса Христа, и ты будешь царем над всяким местом земли, и ты станешь почитаем ангелами и архангелами. Ты же обретешь их себе, как друзей и слуг. Ты же обретешь [себе] место на [небесах]. Божественное, которое пребывает в тебе, не печаль его и не беспокой, но когда ты будешь лелеять его, молить его, чтобы ты оставался чистым и чтобы ты стал воздержанным в своей душе и своем теле, ты станешь троном мудрости и домочадцем у Бога. Он даст тебе великий свет через нее.
Но прежде всего познай свое рождение. Познай себя, что ты есть, из какой ты сущности, или из какого рода, или из какого колена. Знай, что ты произошел из трех родов: из земли, из сформированного и из созданного. Тело произошло из земли, из земной сущности, а сформированное произошло ради души из божественной мысли. Созданное же - это ум, который произошел по образу Бога. Божественный ум имеет сущность от божественного. А душа это то, что он сформировал в их собственных сердцах (?). Ибо я думаю, что она является женой того, кто произошел по образу. А тело, которое произошло из [зем]ли, его сущность - материя. [Если] ты смешаешься, ты обретешь [себе] три части, поскольку ты упал из добродетели в неполноценность. Живи, следуя уму. Не думай о плотском. Приобретай себе силу, так как ум - это сила. Если ты отпал от нее, ты стал андрогином. Сущность же ума, т.е. мышление, если ты отбросил ее от себя, ты отрезал мужское и обратился к женскому. Ты стал душевным, так как ты принял сущность сформированного. Если ты отбросил еще малость этого, так что ты не приобрел себе какой-либо человеческой части, но взял себе мысль и подобие скота, ты стал плотским, так как ты принял скотскую природу. Ибо трудно найти душевного, насколько труднее найти Господа. Я же сказал, что Бог духовный. Человек принял образ от сущности Бога. Божественная душа имеет общение частью с ним; с другой стороны, душа имеет общение частью с плотью. Глупая душа обычно шатается из стороны в сторону, [...] и это она считает истиной. [Лучше] тебе, о человек, обратится к человеку, чем к скотской природе, я имею в виду плотскую. Ты примешь подобие той стороны, куда ты обратишься. Еще я скажу тебе нечто. Снова, для чего ты будешь усердствовать? Ты пожелала стать скотом, когда ты оказалась именно в этой природе. Лучше же общайся с истинной природой жизни. Скотство будет направлять тебя в род земли, а умная природа будет направлять тебя к умным образам. Обратись к умной природе и отбрось от себя рожденную землей природу. О упрямица душа, отрезвей и сбрось опьянение свое, которое является действием незнания. Если ты будешь упорствовать и жить в теле, ты будешь жить в грубости. Когда ты вошла в телесное рождение, ты была рождена. Ты оказалась внутри брачного чертога и осветилась умом.
Мой сын, не плавай в любой воде и не позволяй, чтобы тебя оскверняли чуждыми знаниями. Разве ты не знаешь, [что] замыслы противника немалые и колдовские средства, которые у него есть, различны. Даже (?) умного человека [...] они лишили мудрости змея. Ведь подобает тебе быть в согласии с мудростью этих двух: с мудростью змея и невинностью голубя, чтобы не вошел он к тебе в образе льстеца, как истинный друг, говоря: "Я советую тебе то, что хорошо". А ты не узнал его коварства, когда принял его к себе как истинного друга. Ведь он бросает дурные мысли в твое сердце как добрые - и лицемерие в образе незыблемой мудрости, и жадность в образе спасительной бережливости, и тщеславие в образе того, что прекрасно, и хвастовство, и высокомерие в образе великой строгости, и безбожие как [великое] благочестие. Ибо тот, кто говорит: "У меня много богов", - безбожник, и ложное знание бросает он в твое сердце в образе тайных речей. Кто сможет понять его мысли и его различные уловки? (Его), являющегося великим умом для тех, кто желает принять его себе как царя. Мой сын, как ты сможешь постичь его мысли или его намерение, убивающее душу? Ибо его уловки и замыслы его злобы многочисленны. И думай о его воротах, т.е. о том, как он войдет в твою душу и в какой одежде он войдет к тебе. Возьми себе Христа, который может освободить тебя, который взял на себя козни того, чтобы через это сокрушить его в (его) обмане. Ибо он - царь, который есть у тебя, непобедимый вовеки: против него никто не сможет сражаться или сказать слово ему. Он твой царь и твой отец. Ибо нет никого, равного ему. Божественный [учитель] находится в тебе постоянно. Он заступник, он же спешит тебе на помощь из-за добра, которое в тебе
Теперь я скажу о том, что более возвышенно, чем это. Ум, по сущности, находится в некоем месте, т.е. в теле, а по отношению к мысли ум не (имеет) места. Ибо как он может пребывать в (определенном) месте, когда он созерцает всякое место? Однако мы можем сказать еще более возвышенное, чем это. Ведь не думай в своем сердце, что Бог обитает в [некоем мес]те. Если ты помещаешь Г[оспода всего] в некое место, тогда тебе надлежит говорить, что это место более возвышенно, чем тот, который обитает в этом месте. Ибо то, что содержит, более велико, чем то, что в нем содержится. Ибо нет места, которое называли бы бестелесным. Ведь несправедливо, чтобы мы говорили, что Бог есть тело. Ибо следствием было бы то, что мы даем этому телу рост и убывание. И тот, кто претерпевает это, не (может) оставаться непреходящим. Нетрудно узнать творца всякого творения, но невозможно постичь образ его. Ибо не только людям трудно постичь Бога, но трудно (и) любой божественной природе: ангелам и архангелам. Необходимо познавать Бога, как он есть. Невозможно тебе никак познать Бога, кроме как через Христа, того, который имеет образ Отца. Ибо этот образ являет истинное подобие по отношению к тому, кто являет. Царя обычно не знают без образа. Думай о Боге то, что он пребывает в каждом месте и вместе с тем - он [ни] в [каком] месте. [По силе] - он во всяком месте, а по божественности - он не в (каком-то определенном) месте. Ибо (только) таким образом можно немного узнать Бога. По его силе он наполняет каждое место, а по величию его божественности ничто не вмещает его. Все находится в Боге, Бог же (не вмещается) ни в чем. Что же такое познать Бога? Все, что пребывает в истине, есть Бог. Однако невозможно смотреть на Христа, как (невозможно смотреть) на солнце. Бог видит всякого, (но) никто не смотрит на него. Христос же без всякой зависти берет и дает. Он - свет Отца, дающий свет без зависти. Таким образом, он освещает каждое место. И все есть Христос - тот, который унаследовал все от Существующего. Ибо Христос есть - все, иначе (?) - нетленность. Ибо если ты подумаешь о грехе, он не реальность. Ведь Христос - это постижение нетленности и свет, который светит, не будучи запятнанным. Ибо солнце (светит) во всяком нечистом месте и не оскверняется. Так и Христос, даже если [он пребывает в] недостатке, однако он без недостатка, (даже) если [он был рожден], он не рожденный. Так и Христос, (даже) если он постижим, то по своей сущности он непостижим. Христос есть все. Тот, у кого нет всего, не может познать Христа.
Мой сын, сбрось с себя одежду нечестия и оденься в одежду, которая чиста и светла, чтобы быть в ней прекрасным. Имея же на себе эту одежду, тщательно береги ее. Освободись от всяких оков, чтобы обрести себе свободу. Если ты отбросишь от себя желание, коварства которого многочисленны, то освободишься от грехов удовольствия. Слушай, душа, мои советы и не становись ни норой лисиц и змей, ни пещерой драконов и ехидн, ни местом обитания львов или прибежищем василиска. Если это случится, о душа, что ты будешь делать? Ибо это - силы противника. Все мертвое войдет в тебя через них: ибо их пища - всякая мертвечина и всякая нечистота. Ведь пока они находятся внутри тебя, что живое войдет в тебя? Живые ангелы будут ненавидеть тебя! Ты была храмом, а сделала себя могилой. Перестань быть могилой и стань храмом, чтобы праведность и Божество могли пребывать в тебе! Свет, который в тебе, зажги и не гаси его! Ибо никто не зажигает светильника для диких зверей и их детенышей. Покойников, которые умерли, воскреси. Ибо они жили и умерли изза тебя. Дай им жизнь, и они снова будут жить. Ибо древо жизни - Христос. Он - мудрость. Ибо он - мудрость. Он также Логос. Он - жизнь, сила и дверь. Он - свет, вестник и добрый пастырь. Вверь себя тому, кто стал всем ради тебя. Стучись в себя самого, как в дверь, и ходи внутри себя, как по прямой дороге. Ибо если ты ходишь по дороге, ты не можешь заблудиться. И если ты будешь стучаться с ней (т.е. с мудростью), ты постучишься в спрятанные сокровища. Ибо если он - мудрость, он делает глупого мудрым. Она - святое царство и сияющая одежда. Ибо она - множество золота, которое дает тебе великую честь. Ради тебя мудрость Бога стала образом глупости, чтобы тебя, глупого, вознести и сделать мудрым. И жизнь умерла ради тебя, когда он был бессильным, чтобы через свою смерть он смог дать тебе, который умер, жизнь. Вверь себя Логосу и удали от себя скотство. Ибо животное являет то, что не имеет разума. Ведь многие думают, что у них есть разум, но если ты посмотришь на них внимательно, их речь оказывается скотством.
А человек, который ничего не делает, не достоин (называться) разумным человеком. Разумный человек - это тот, кто боится Бога. А тот, кто боится Бога, не делает никакого безрассудства. Тот же, кто оберегает себя от того, чтобы совершать безрассудство, - оберегает свой руководящий принцип. Хотя он человек, обитающий на земле, он уподобляет себя Богу. А тот, кто уподобляет себя Богу, не сделает ничего, не достойного Бога, по изречению Павла, который стал подобен Христу. Ибо кто почитает Бога, не желая делать того, что приятно Богу? Ибо почитание Бога, - это то, что от сердца, а почитание Бога от сердца – (свойство) любой души, которая близка к Богу. Душа же, которая является родственницей Бога, сохранена чистой. А душа, которая облачилась в Христа, чиста, и она не может согрешить. Место же, в котором Христос, - там грех бездействует. Пусть один Христос войдет в твой мир, и пусть он искоренит все силы, которые сошли на тебя. Пусть он войдет в храм, который внутри тебя, чтобы изгнать всех торговцев. Пусть он воссядет в храме, который внутри тебя, и ты станешь для него жрецом и левитом, входящим в очищение. Блаженна ты, душа, если ты обретешь это в своем храме. Блаженна же ты еще больше, если будешь ему служить. А того, кто будет осквернять храм Бога, Бог погубит. Ибо ты, о человек, беззащитен, если удалишь его из своего храма. Ведь когда враги не увидят Христа в тебе, тогда они войдут в тебя вооруженные, чтобы сокрушить тебя. О мой сын, я заповедовал тебе много раз относительно этих (вещей), чтобы ты постоянно оберегал свою душу. Не ты отбросишь его от себя, но он (т.е. Христос) отбросит тебя. Ибо ты, если ты побежишь от него, окажешься в великом грехе. (И) опять, если ты устремишься от него, ты станешь добычей своих врагов. Ибо все слабые бегут от своего господина, а слабый в добродетели и мудрости бежит от Христа. Ведь всякий человек, если он один, попадает в лапы диких зверей. Познай, кто есть Христос и обрети его себе как друга, ибо он - верный друг. Еще он - Бог и учитель. Будучи Богом, он стал человеком ради тебя. Он тот, кто сломал железные засовы преисподней и медные ворота. Он тот, кто сверг всех высокомерных тиранов, тот кто сбросил с себя оковы, которыми был скован. Он вывел наверх нищих из бездны и страдающих из преисподней. Он тот, кто смирил высокомерные силы, тот, кто устыдил высокомерие посредством смирения, тот, кто сбросил вниз сильного и хвастуна посредством слабости, тот, кто в своем презрении презрел то, что считают славой, чтобы смирение ради Бога особенно возвысить. Он тот, кто принял вид человека, и божественный Логос - это Бог. Он тот, кто всегда терпеливо относится к человеку, и он пожелал породить смирение в высокомерном. Он тот, кто возвысил человека, и тот стал подобен Богу, не для того, чтобы свести Бога вниз к человеку, но чтобы человек стал подобен Богу. О великая благость Бога! О Христос - царь, который явил людям великое божество! Царь всякой добродетели и царь жизни! Царь веков и владыка небес! Услышь мои слова и прости меня!
Ты захотела стать животным, когда появилась в естестве такого рода? Лучше же соединится с истинной природой жизни. Скотство поведет тебя в земной род, а природа разумная поведет в образы разумные. Склонись к природе разумной, отбрось естество земнородное. О, душа, упрямица, отрезвись и сбрось свое опьянение, то есть дело невежества. Если ты упрямишься, пребывая в теле, ты обитаешь в дикости. Когда ты вошла в плотское рождение, ты была рождена. Ты оказалась в брачном чертоге, ты осветилась разумом. Мой сын! Не становись плавающим в любой воде и не позволяй осквернять себя чуждыми знаниями. Разве ты не знаешь, [что] противник - не малы его замыслы, и волшебства, которые есть у него, изменчивы. Разумный человек - даже его они лишили мудрости змея. Ибо должно тебе быть в согласии с этими двумя - с мудростью змея и невинностью голубя, чтобы он не вошел в тебя в образе льстеца, как истинный друг, говоря: "Я наставляю тебя тому, что доброе". Ты же не понял его хитрости, если принял его как истинного друга. Ведь злые мысли он бросает в твое сердце как добрые: и лицемерие в образе мудрости надежной; и стяжательство в облике бережливости; и тщеславие в облике того, что прекрасно; и самохвальство и хвастовство в облике великой строгости; и безбожие как великое благочестие, ибо говорящий: "У меня много богов", - безбожен. И знание ненадежное он бросает в твое сердце в облике таинственных слов. Кто сможет постигнуть его мысли и его хитрости изменчивые? Его, существующего, как великий разум для тех, кто хочет принять его себе как царя. Мой сын! Как ты сможешь постигнуть замыслы его или его совет, губящий душу? Ведь многочисленны его хитрости с замыслами его лукавства. И пойми его врата, как он входит в твою душу и в какой одежде он входит в тебя
Прими Христа, имеющего силу освободить тебя, принявшего на Себя хитрости его, чтобы посредством этого ниспровергнуть его в лукавстве. Ибо это Царь, Который есть у тебя, непобедимый никогда, и никто не сможет бороться против Него, ни сказать Ему слово. Это твой Царь и твой Отец, ибо нет подобного Ему. Божественный Учитель с тобой всегда. Он помощник; Он встречает тебя ради добра, которое в тебе. Не впускай слова лукавства в свой помысел, ибо всякий лукавый человек повреждает свое сердце. Ведь безумный человек сам идет к своей погибели, а мудрый человек знает свой путь. И человек безумный не остерегается рассказывать тайны. Человек мудрый не бросает всякое слово, но он будет внимателен к слушателям. Не бросай всякое слово вблизи тех, кого не знаешь. Обрети множество друзей, но не советчиков. Сперва испытывай своих советчиков, всякого же человека льстящего, не уважай его. Их слово сладко как мед, сердце же их полно чемерицы. Ведь когда они подумают, что стали друзьями надежными, тогда в лукавстве они обращаются против тебя и сбрасывают тебя в грязь. Не доверяйся никакому другу, ибо весь этот мир появился в лукавстве и всякий человек волнуется напрасно. Все вещи мира бесполезны, но появились в суете. Нет <никого>, даже брата, каждый ищет своей выгоды. Мой сын, не обретай никакого человека как друга, если же обретешь, не доверяйся ему. Доверься только Богу, как Отцу и как Другу, ибо всякий человек ходит в лукавстве. Вся земля полна труда и страдания, в которых нет пользы. Если хочешь прожить свою жизнь спокойно, не ходи ни с кем; даже если ходишь, будь, как будто не ходишь. Стань угодным Богу, и не будешь нуждаться ни в ком. Живи со Христом, и Он спасет тебя, ибо Он истинный свет и солнце жизни. Ведь как видимое солнце освещает глаза плоти, так Христос освещает всякий разум и сердце. Ибо болезнь в теле это злая смерть. Насколько более она у того, чей разум слеп? Ведь всякий слепой [неспособен] увидеть его. [Так и] неимеющий здравого разума, - он не насладился обретением света Христа, то есть Слова. Ведь всякая вещь видимая есть образ сокровенного, ибо как огонь, пылающий в месте, не привязан к месту, так и солнце, которое на небе, - все его лучи проникают в места, которые на земле, так и Христос обладает единой сущностью и освещает всякое место. Так еще то, что Он говорит в нашем разуме, в образе светильника пылающего, освещая (все) место. (Находясь) в части души, Он освещает все части
Мой сын! Сними ветхую одежду блуда, облекись одеждой чистой, сияющей, в которой ты прекрасен. Обладая же этой одеждой, хорошо береги ее. Освободись от всех оков, чтобы обрести свободу, если отбросишь похоть, хитрости которой многочисленны, и освободишься от греховных наслаждений. Слушай, душа, мои наставления. Не становись пещерой лисиц и змей, ни норой драконов и змеев, ни обиталищем львов или прибежищем василиска. Если это произойдет с тобой, душа, что ты будешь делать? Ведь это силы противника! Всякая мертвечина входит в тебя от них, ибо их пища - это всякая мертвечина и всякая нечистота. Ведь если они пребывают в тебе, кто живой войдет в тебя? Тебя возненавидят живые ангелы. Ты была храмом, ты сделалась могилой. Перестань быть могилой и стань храмом, чтобы непорочность и благочестие оставались в тебе. Свет, который в тебе, зажги и угашай его; ведь никто не зажигает светильника для зверей, ни для их детенышей. Своих мертвых, умерших, воскреси, ибо они жили и умерли ради тебя. Дай им жизнь, они вновь будут жить. Ибо древо жизни - Христос; Он Премудрость. Ведь Он - Премудрость и еще Он Слово. Он Жизнь, и Сила, и дверь, Он свет, и Ангел, и добрый пастырь. Доверься Тому, Кто стал всем ради тебя. Стучись в себя самого как в двери, и ходи в себе как по прямому пути, ибо если ты ходишь по дороге, ты не сможешь заблудиться. И если ты стучишься в нее, ты стучишься в сокровенные сокровищницы, ибо Он - Мудрость, Он делает глупого мудрым. Она - святое царство и сияющая одежда, ведь это множество золота, дающее тебе великую славу. Мудрость Бога ради тебя стала образом глупым, чтобы тебя, глупого, она приняла в высоту, и сделала тебя мудрым. И Жизнь умерла ради тебя, когда была бессильной, чтобы Своей смертью тебе, мертвому, дать жизнь. Доверься слову, и ты удалишься от скотства, ибо животное являет, что у него нет слова. Ведь многие думают, что обладают словом, но, если ты посмотришь за ними, их слова - скотство.
Возрадуйся истинной виноградной лозе, Христу, довольствуйся истинным вином, в котором нет ни пьянства, ни соблазна, ибо у него - конец пьянства, и в нем появляется радость душе и разуму в Духе Бога. Прежде же взрасти свои суждения до того, как пить от него. Не закалывай себя мечом греха, не сжигай себя, несчастный, в огне наслаждения, не предавайся варварам как пленник, ни диким зверям, желающим растоптать тебя, ибо они как львы, рычащие сильно. Не становись мертвым, чтобы они не растоптали тебя. Будь человеком! Ты сможешь в суждении одолеть их. Человек же, не делающий ничего, недостоин человека разумного. Разумный человек - боящийся Бога. Боящийся же Бога не делает никакой дерзости, бережет себя, чтобы не делать никакой дерзости, сохраняющий свое руководство. Он, человек, пребывающий на земле, уподобляется Богу. Подобный же Богу не делает ничего недостойного Бога, по слову Павла, который стал подобен Христу. Ибо кто почитает Бога, не желая делать того, что угодно Богу? Ведь служение Богу исходит из сердца, и служение Богу из сердца это всякая душа, близкая Богу. Душа же, сродная Богу, сохраняется чистой, и душа, которая облечена Христом, чиста, и невозможно принудить ее согрешить. Место же, в котором Христос, в нем грех истребляется. Пусть Сам Христос войдет в твой мир и истребит все силы, пришедшие на тебя, пусть Он войдет в храм, который в тебе, чтобы изгнать всех торговцев. Пусть Он сидит в храме, пребывающем в тебе, и ты станешь для него священником и левитом, входя в чистоту. Блаженна ты, душа, если найдешь Его в своем храме, и блаженна ты еще более, если совершаешь Его службу. Того же, кто осквернит храм Бога, Бог погубит. Ведь ты видим, человек, если прогонишь Его из своего храма. Ибо когда твои враги не увидят Христа в тебе, тогда они войдут в тебя вооруженными, чтобы низложить тебя.
Сказал Иисус: счастлив лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот, кого съест лев и лев станет человеком. И сказал он так: человек похож на опытного рыбака, который бросил свою сеть в море. Он вытащил ее из моря полной маленькой рыбы, среди которых он нашел большую и хорошую рыбу, будучи опытным рыбаком. Он выбросил всю маленькую рыбу обратно в море, он спокойно выбрал большую рыбу. У кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит.
>>230049613 але деградант ты если 40 км пройдешь по ебучим тропам звериным неся с собой 20 кг груза, вздергиваясь после каждого шороха за деревом и сплавляясь по реке в которой по ощущению температура -20, при все этом будешь иметь желание ебаться с чучелом от которого за километр несет потом и ссаниной