Многие из нас либо слышали, либо сами высказывались о деградации современной музыки. Треки из топ-чартов с каждым годом становятся все менее выразительными и более похожими друг на друга, а интернет заполонили бесконечные «кадиллаки» и «фенди худи». Оказалось, что это не ретроградное заблуждение, а относительно давно подтвержденный наукой факт.
Ученые из НИИ искусственного интеллекта в Барселоне еще в 2012 году провели масштабное исследование, проанализировав изменения в популярной западной музыке с 1955 по 2010 годы. Они использовали базу данных «Миллион песен», прогнав почти 500 тысяч треков через статистические алгоритмы. Основными параметрами для исследования выбрали гармоническую сложность, тембральное разнообразие и громкость.
Тембральное разнообразие складывается из количества используемых инструментов и вокального диапазона. Если совсем просто, то оно характеризует «глубину» и «богатство» произведения. Оказалось, что за последние десятилетия тембральное разнообразие в популярной музыке заметно снизилось.
Снижение оригинальности также доказали статистически. Большинство современных треков построены практически на одной и той же комбинации клавиш, драм-машины и сэмплера. Особый интерес у ученых вызвал так называемый «крик миллениала». Сотни артистов используют один и тот же переход от пятой ступени мажорной гаммы к третьей и обратно к пятой. Чаще всего это комбинацию сопровождают словами: «Wow, wow».
Этот прием — одна из самых простых форм так называемых hooks (крюки). Это музыкальные и вокальные алгоритмы, которые призваны зацепить и заставить снова прослушивать композицию. Крюки можно условно разделить на негативные и позитивные.
Позитивные чаще всего характеризуются заметным, но не резким отличием от основной гармонии, оригинальностью и точно выверенными таймингами повторения. Примерами позитивных хуков можно назвать проигрыш в песне In my time of dying Led Zeppelin или слово Yesterday в одноименной композиции Пола Маккартни.
Негативные крюки отличаются как можно большим количеством неуместных повторений и примитивной структурой. Чаще всего они приобретают форму, для которой придумали термин earworm или brainworm — ушные или мозговые черви. В первый раз такие названия использовали в новелле Десмонда Бэгли 1978 года «Свободные». Песня, насыщенная такими «червями» остается в голове надолго, за короткий срок становится знакомой и заставляет снова и снова слушать композицию. Мозг устроен так, что он в большинстве случаев не любит все новое, потому что для его восприятия и усвоения необходимо намного больше ресурсов, чем для тех же действий со знакомыми явлениям.
За последние десятилетия количество негативных крюков в популярной музыке многократно выросло. Это связано с изменением технологий доступа. Раньше использовали аналоговые носители, люди более обстоятельно подходили к прослушиванию и борьба за внимание между лейблами не была такой острой. Сейчас у людей есть мгновенный доступ к миллионам песен, и производителям необходимо мгновенно и максимально эффективно захватить внимание, чтобы потребитель как можно дольше не перелистывал вперед, а в идеале возвращался снова. Эта тенденция в больших значениях также привела к примитивизации и усилению схожести огромного количества популярных треков.
Громкость За последние десятилетия в звукозаписи стали очень часто использовать простой и очень эффективный прием ー усиление громкости с помощью компрессии, то есть снижения разницы между самыми громкими и самыми тихими звуками. Этот метод позволяет дольше удержать внимание слушателя, но всю композицию делает менее выразительной. Барабанные партии меньше выделяются, а разница тембров сглаживается.
Причины Как же так вышло? Конечно, никто не хотел снизить качество музыки для отупления населения. Причины деградации в основном рыночные. Мировая девальвация привела к удорожанию любых проектов, в том числе в сфере медиа. Вслед за стоимостью выросли и риски. Крупные лейблы тратят огромное количество человеко-часов и ресурсов на создание максимально усредненного продукта, который понравится абсолютному большинству людей, а проверенные методы используют снова и снова. Отсюда и бесконечные повторения, снижение глубины и выразительности. Но это вовсе не значит, что вся музыка деградирует. Речь идет лишь о коммерческих проектах. Благодаря интернету сфера независимой музыки получила мощный рывок, который позволил многим талантливым музыкантам показать свое творчество миллионам людей — что еще 15 лет назад для большинства из них было невозможно.
Что интересно, все хают К-поп. А он, оказывается, ниибатся сложный по структуре.
К написанию музыки часто привлекают американских и европейских продюсеров — те, в частности, отмечают любовь кей-поп-лейблов к более сложному звучанию треков, в отличие от западной поп-сцены. Музыкант Клод Келли, принимавший участие в создании песен Бруно Марса, поведал Rolling Stone об ограничениях при создании ритм-н-блюзовых композиций в США: «Треки с бриджем, медленные, сложные и имеющие больше двух клавишных нот композиции — их просто боялись».
Крупные корейские лейблы завозят западных композиторов в страну пачками, а те, в свою очередь, штампуют музыку как на конвейере: в 2013 году Август Риго, писавший треки для американских поп-звезд Kehlani и Musiq Soulchild, попал в «лагерь песенников», организованный S.M. Entertainment, вместе еще с десятью звездными композиторами. Некоторые из них за неделю написали лейблу по 10-13 демок. Риго, работавший над композициями таких кей-поп-групп, как NCT Dream и Boys Republic, утверждает, что с тех пор такой лагерь еще разросся.
>Корейская поп-сцена любит разнообразие и смены гармоний в песнях. Стандартный американский трек состоит из четырех мелодий, может пяти. Обычная кей-поп-композиция содержит от восьми до десяти мелодий Родни Белл автор песен для EXO (трек Monster), SHINee и Taeyeon
Над одной кей-поп-песней могут трудиться десятки продюсеров. К примеру, над треком I Got a Boy герлз-бэнда Girls’ Generation, вышедшем в 2013 году, работали 36 поэтов-песенников и 15 композиторов со всего мира. Основная сложность в написании треков заключается в адаптации текста — этот процесс может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. «Импортные» песенники пишут треки на английском, после чего корейцы переводят их — как правило, оставляя пару слов на языке оригинала для западной аудитории. Кей-поп-артисты обычно не принимают участия в написании песен. Более того, композиция даже не всегда пишется под какую-то конкретную группу, но делается по шаблону с множеством различных гармоний, чтобы каждому артисту досталась своя часть под стать его или ее стилю.
>>231503469 Мне кажется больше хаят ебанутых кпопщиц как фандом, а не музыку. А так да, музыкант вполне себе слышит пиздатость музыки не оглядываясь на жанр. Даже в русском шансоне бывали сложные и интересные аранжировки.
>>231503143 >Крупные лейблы тратят огромное количество человеко-часов и ресурсов на создание максимально усредненного продукта, который понравится абсолютному большинству людей, Так не только с музыкой
>>231503015 (OP) Ты ебанат совсем? Попс 2020>>>>>>>≥>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>≥>>>>>>>>>попса 90-х - 2000х-2010х. Сейчас чтобы выстрелить нужно что-то новое, какая-то изюминка, которая вызовет хайп. А раньше - кривое говно кривого говна было норм на фоне серой жизни. Ты ебанат оп.
>>231503015 (OP) >Популярная музыка на самом деле Не существует. Индустрия мертва. Музыка как искусство жива на мелких подвальных лейблах да как академическое искусство. Всё, забудь про поп, про рок, про всё то что выдрачивали годами на деньги крупных компаний, по сто раз перезаписывали, потом тысяча человеко часов на сведение и на диски. Сейчас поп музыка тяп ляп хуярится за час и выбрасывается тик ток.
Умерла не музыка, умер рынок, умели студии, умерли лейблы. Никакой ПОП МУЗЫКИ уже лет пятнадцать как нет физически, последним вспуком была леди ГаГа. Есть теперь только отдельные треки удачно подставленные к голожопой тиктокерше и срубившие сто миллионов просмотров перед тем как исчезнуть.
Плюс, серьёзное тематическое музло для узких груп ценителей рыл так в пару тысяч покупающих ограниченный тираж прямо у исполнителя.
>>231503015 (OP) Капитан очевидность нас навестил Популярная музыка - способ заработка. Почему тогда не обвиняешь ассенизатора? Моргот такой же роцкер как и ты, просто он очень предприимчивый, за что я его уважаю
>>231504379 вот эта хуйня меня в дикий диссонанс вводит, это алгоритмы ютьюба так работают или что? или это по приколу так кто то сделал чтобы все дети это смотрели? какого хуя лол?
>>231506355 > смотрите у меня есть боевая картиночка, мне похуй на все аргументы у меня есть картиночка Что еще раз доказывает что зумеры могут только кричать что "музыка" которую они слушают это не говно, но аргументов никогда не приводят потому что их нет
>>231508826 хуйню говорят. видишь щаголовок 'как нам промывабт мозги', смело щаписывай автора в долбоебы, а заодно и всех тех кто считает что там умные вещи говорят
>>231503015 (OP) >гармоническую сложность, тембральное разнообразие и громкость. А с хуяли это вообще критерии качества? Можно вполне сыграть простую мелодию на одном инструменте и она будет божественной. Опять сосунки экстраполируют свои манявкусы на социум
>>231516026 Двачую Со времен "пиздатого тембрального разнообразия" например кардинально изменился подход к лидирующему инструменту Сейчас на первом плане могут быть не скрипки/гитара/духовые, а ударные и бас, что не отменяет, что на ударных можно нахуярить ничуть не более легий ритмический рисунок, а бас это просто частота ограниченного диапазона, да она звучит с меньшим разбросом, но это не помешает тебе делать музыку больше чем из 7 нот
>>231515386 Я не прошу аргументировать вкусы некоторым и говно жрать нравится. Но если ты что то доказываешь то приведи аргументы хотя бы сильнее боевой картиночки я даже не прошу чтобы они были сильнее тех которые ты пытаешься оспорить
>>231516914 Какие тебе аргументы то нужны? Я, могу сказать: Моргенштерн ахуенный и гений своего времени, который делает прекрасную музыку и хуй ты оспоришь подобное Если уж берëшься утверждать о деградации музыки, то хоть поясни нам, несведущему быдлу, как отличить плохую музыку от хорошей и уместны ли такие категории в принципе?
>>231518517 Вот именно, потому что это оценка И в музыке это работает подобным образом Если помимо наших субъективных оценок существует нечто незыблимое и фундаментальное, позволяющее определить качество музыки, то вы всегда можете попытаться доказать существование подробного Ньюнюанс в том, что вам залупой по губам проведут, ибо дальше чем "яскозал" вы не продвинитесь
>>231522143 Боевую хуйню не я кидал >вы к стати тоже не продвинулись Но я ведь и не утверждаю мнение о существовании мифических стандартов хорошей музыки. ОП утверждает и в качестве аргументации использует: Сложная музыка = хорошая музыка, пук Заебись, чётко, провожу этюдами Шопена по губам