Обучаемость добродетели по Платону.
Аноним28/08/23 Пнд 00:38:19№1481241
Я хочу знать вот что. В диалоге Менон сказано, что добродетели еще не удавалось обучить никому и никого. Стало быть, добродетельные пользуются мнением, а не знанием.
Вопрос.
Возможно ли обучение добродетели? Допустим о добродетели есть знание, например мы знаем идею справедливости.
А теперь очень внимательно. Следует ли из того, что есть знание добродетели, и ему можно научить, то, что можно сделать кого-то действующим добродетельно?
>>148124 (OP) >В диалоге Менон сказано, что добродетели еще не удавалось обучить никому и никого. Стало быть, добродетельные пользуются мнением, а не знанием. Да там честно говоря толком непонятно что сказано. Ну да, в конце они вроде приходят к суждению, что "нет добродетели ни от природы, ни от учения, и она достается лишь по божественному уделу без разумения в тех, кому она досталась". Но является ли это крепким мнением Сократа или тем более Платона – хз (исходя из проекта "Государства" – наверное, нет? Ну и вообще какой-то неплатоновский тезис, ссылка здесь на божественный удел странная).
И этот тезис обрамлен началом таким: "коль скоро мы с тобой на протяжении всей нашей беседы хорошо искали и говорили, то получается, что..." и концом таким: "разве что найдется среди государственных людей такой, который и другого умеет сделать государственным человеком... Такой человек был бы среди нас как подлинный предмет среди теней, если говорить о добродетели"
В общем, как во многих аналогичных диалогах итог непонятен (вернее во многих он вообще открыто отсутствует).
>Следует ли из того, что есть знание добродетели, и ему можно научить, то, что можно сделать кого-то действующим добродетельно? Ну повлиять на кого-то, увеличив вероятность его добродетельного поведения взамен недобродетельному в разных ситуациях, наверное, можно...
>>148153 Платон постоянно говорил о большом влиянии даймонов на людей, апология, ион, пир, законы, много где. Это не какая-то "неплатоновская тема".
Что касается Государства, сказано ли там прямо, что добродетели можно научить, как знанию, и что это будет означать добродетельное поведение основанное на знании?
>>148124 (OP) Я хз анон, я не философ, но после прочтения нескольких трудов стоиков, 7 лет назад, перестал получать удовольствие от оскорбления людей, даже в мыслях, вообще решил для себя помогать другим людям вместо того, чтобы быть надменным пидорасом, что противоречит семейным ценностям у меня дома, кстати.
Ну, вообще, добродетель тех времен связана не столько с моралью, сколько с этической мыслью в целом. Например, есть жуки прыгуны, которые следуют добродетели тогда, когда они прыгают, т.е. их добродетель - прыгать. Добродетелью человека считалась философия, тобеш любовь к знанию. Тонкостей не раскрою, сам последний раз обращался к античным школам в прошлом году, уже забыл все
>Возможно ли обучение добродетели? Если коротко, то да, хотя слово "обучение" тут хуева вписывается
>Следует ли из того, что есть знание добродетели, и ему можно научить, то, что можно сделать кого-то действующим добродетельно? Без комментариев
>>148124 (OP) > Поэтому, если кто составляет себе истинное мнение о чем-то без объяснения, его душа владеет истиной, но не знанием этой вещи; ведь кто не может дать или получить объяснение чего-то, тот этого не знает. Получивший же объяснение может все это познать и в конце концов иметь это в качестве знания. а из имения знания у него вроде следует истинное мнение